ЛОМБАРДО Гай - ЛОМБА́РДО Гай (Lombardo Guy) (полн. Ломбардо Гай Альберт, Lombardo Guy Albert) (19 июня 1902, Лондон, пров. Онтарио, Канада - 5 ноября 1977, Хьюстон, шт. Техас), канадско-американский бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), аранжировщик и композитор (популярная музыка (см. ПОП-МУЗЫКА), свинг (см. СВИНГ)).
Происходит из музыкально образованной семьи эмигрантов-итальянцев, проживавшей в Канаде (четверо его братьев стали музыкантами). С детства получал уроки музыки, освоил игру на скрипке. На заре своей профессиональной карьеры работал на местном радио и телевидении, затем получил ангажемент в Кливленде, в 1927 обосновался в Чикаго с собственным ансамблем Royal Canadians (вначале это был нонет, затем состав его возрос до 16 человек), с 1930 - выступал в нью-йоркских дансингах, отелях и клубах (Roosevelt Grill, Waldorf-Astoria Hotel). Гражданство США получил в 1937. Большой оркестр, созданный и возглавленный им, смог успешно соперничать с лучшими свинговыми биг-бэндами (см. БИГ-БЭНД) (Гленна Миллера (см. МИЛЛЕР Гленн), Бенни Гудмена (см. ГУДМЕН Бенни) и др.).
Гай Ломбардо, в сущности, лишь косвенно связан с джазом (см. ДЖАЗ), как и его оркестр, ориентировавшийся главным образом на исполнении танцевально-развлекательной музыки (сентиментальных.баллад и шлягеров (см. ШЛЯГЕР), фокстротов (см. ФОКСТРОТ) и танго (см. ТАНГО), обработок классических и фольклорных мелодий, регтаймов (см. РЕГТАЙМ), коммерческих псевдо-блюзов (см. БЛЮЗ), песен из мюзиклов (см. МЮЗИКЛ) и т. п.). Тем не менее, этот оркестр пользовался сенсационным успехом у поклонников свинга, имел немало почитателей даже среди джазменов (среди них - Луи Армстронг (см. АРМСТРОНГ Луи), «Затти» Синглтон, Дэйв Пейтон и пр.) - благодаря ясно выраженному джазовому колориту, пластичному, упругому свинговому ритму (правда, довольно упрощенному и облегченному), яркому мелодизму, оригинальному оркестровому саунду (см. САУНД) (характерный прием - использование вставленных в саксофоновые трости бумажных мембран для изменения и смягчения общего звучания рид-секции, типично также усиленное, «дрожащее» вибрато духовых, частое применение засурдиненной меди, фортепианное сопровождение в духе страйд-пиано). Тиражи пластинок оркестра Гая Ломбардо доходили до 250 тысяч экземпляров. Ломбардо сделал широко популярными более 300 песенных мелодий. Оркестровый стиль, созданный им, - одна из вершин в области коммерциализированного свит-свинга 1930-х гг.
Валерий Озеров